.
	 		 Празник Воздвиження Чесного Хреста

Празник Воздвиження Чесного Хреста

«Величаем Тебя, Податель Христе,
и почитаем крест Твой Честный,
что им Ты спас нас от рабства вражеской »
(Величание на утрени праздника).

«Почитание святого Господнего креста, — говорит слуга Божий митрополит Андрей Шептицкий в своем послании о святой крест, — это одна из важнейших страниц почитание Бога-Человека … Знак святого креста, деланный на себе, это один из старейших обычаев христиан».

Святой крест это вечно живой символ бесконечной любви Божией к нам грешным, символ Христовой жертвы, символ нашего искупления и спасения, символ Христовой победы над смертью и дьяволом. Отдавая честь святому кресту, мы отдаем честь Христовой жертве, мучениям и смерти. Кладя на себе знак святого креста, мы каждый раз признаем свою веру в нашего Спасителя.

Восточная Церковь так высоко почитает святой крест, установившей в его честь даже несколько праздников в году. Крупнейший праздник в честь святого Господнего креста — это праздник Всемирного Воздвижения Честного и животворящего Креста. Поэтому посмотрим на историю его установки и на различные обряды воздвижения.

ИСТОРИЯ УСТАНОВКА Праздник

Праздник Воздвижения Честного Креста относится к очень давним праздников, но, как история обретения святого Господнего Креста, так и история установления праздника покрыты дымкой различных легенд и здесь нелегко отличить историческую действительность от обычной легенды.

Надо заметить, что в праздновании этого праздника не идет об обычном почитания-поклонения святому крестовые, которое бывает в Крестопоклонную неделю. Здесь речь идет о содержании праздника и о чем говорит само название праздника; Воздвижение, что значит подъем, то есть отдельный торжественный обряд почитания и прославления святого креста.

Историки Восточной Церкви целом соглашаются, что прежде два события способствовали установлению этого праздника: обретение святого Господнего креста в IV в. и его возвращения из персидского плена в VII веке.

Установлению праздника Воздвижения предшествовало обретение святого крестного дерева, на котором умер Иисус Христос. Христианская традиция передала нам несколько разных легенд о обретение святого креста, из которых аж три приписывают это святой Елене († к. 330), матери императора Константина Великого. Обретение святого креста быть в 326 году.

Историки, которые вспоминают о обретение святого креста, ничего не говорят о его первое воздвижения сразу после обретения, повествующий нам набожная традиция. Греческая Церковь отмечает память обретения святого креста 6 марта. Этот церковный праздник в Прологе называется: «Обретение Честного Креста, что его нашла блаженная Елена». Латинская Церковь праздновала это событие 3 мая, но при реформе праздников за папы Иоанна XXIII в 1960 году этот праздник вычеркнут из церковного календаря.

Начало празднике Воздвижения дало посвящения храма Господня Воскресения, который построил святой Константин Великий на Голгофе в Иерусалиме. Это посвящение состоялось очень торжественно за иерусалимского епископа Макария 13 сентября 335 года. На следующий день после посвящения храма было торжественное воздвижение найденного святого крестного дерева. Во время воздвижения народ много раз просил: «Господи помилуй». С тех пор Восточная Церковь ежегодно празднует память освящения храма Господня Воскресения 13 сентября, а праздник Воздвижения Честного Креста 14 сентября.

Второе важное событие, сделавшее общим праздник Воздвижения на Востоке и на Западе, это возвращение святого Господнего креста с персидской неволи. Персидский царь Хозроя в 614 году получил Иерусалим и забрал Господень крест в свою столицу в Ктесифон. Через четырнадцать лет император Ираклий (610-641) после победы над персами отыскал святой крест и принес его в Иерусалим, где 14 сентября состоялось второе торжественное воздвижение-подъем святого креста. Отныне праздник называется «Всемерное — это всемирное — Воздвижение Честного и животворящего Креста». Поскольку праздник Воздвижения напоминал о Христово распятие и смерть и приравнивался к Великой пятницы, то от древнейших времен святая Церковь предписывала в этот день придерживаться строгого поста.

Воздвижения относится к 12 больших праздников нашей Церкви и имеет один день пред-и 7 дней попразденства. Суббота и воскресенье перед и после Воздвижения называются субботы и воскресенья перед и после Воздвижения, ибо в эти дни Апостол и Евангелие говорят о святой крест.

Кроме праздника Воздвижения, наша Церковь отдает честь святому кресту еще в Крестопоклонную неделю. В этот день, как и на Воздвижение, на утрени совершается вынос святого креста и поклонения ему, но без обряда воздвижения — подъем, который есть только на праздник Воздвижения.

7 мая Восточная Церковь чтит память «Явление знамения Честного креста на небе в Иерусалиме». По святого Кирилла Иерусалимского 351 года во времени Пятидесятницы на небе появился святой крест, достигавший от Голгофы до Елеонской горы.

В нашем церковном календаре есть еще 1 августа «Происхождение Древ Честнаго Креста», что значит вынесения, поход или процессия с частицей крестного дерева, которую в этот день с процессией переносили из царской палаты в Царьграде в храм святой Софии. Здесь было отдельное поклонение святому кресту, подобно как в Крестопоклонную неделю. Начиная от 1 августа через две недели каждый день святое крестное дерево носили по городу, чтобы его освятить и отвлечь всякие недуги. Этот праздник установлен в Царьграде в IX в. вследствие различных недугов и эпидемий, которые обычно появлялись в августе.

ОБРЯДЫ Подъем-Воздвижения Святого Креста

Особая черта праздника Воздвижения — это торжественное отдание публичного чести святому кресту через отдельный обряд подъема при утрени праздника. На протяжении веков в Восточной Церкви вытворились различные обряды воздвижения святого креста. Здесь вспомним некоторые из них и их важные моменты.

1. Обряд святого Афанасия на Атос

Он записан в Апостоле той Лавры с Х-ХI вв. Этот обряд очень простенький. Патриарх, стоя на амвоне, — в то время амвон еще стояли посреди церкви — преподносит святой крест при пении народа «Господи помилуй». После того читают пять тропарей: «Спаси, Господи, люди Твоя», «Животворящий крест Твоей благости» — тропарь передпразденства, «Токмо водрузися древо креста Твоего» и «Днесь пророческое исполняеться» — оба тропари из стихословии утрени праздника и «Вознесийся на крест «.

2. Обряд горы Синай

Он находится в Синайском канонари с X в. и происходил так: сначала поют пять тропарей, затем на амвон выходит архиепископ, берет святой крест, возвращается на восток, делает им трижды крестное знамение и молча произведения первой подъема — от груди слишком медленно поднимает святой крест аж над свою голову. В то время, как он преподносит святой крест, народ поет 50 раз «Господи помилуй», и столько же «Господи помилуй», когда опускает святой крест вниз. Так же происходит второй подъем на юг, третий на запад и четвертое на север. При каждом подъеме народ поет сто раз «Господи помилуй». После последнего воздвижения наступает поклонение святому кресту при пении кондака праздника «Вознесийся на крест».

3. Константинопольский обряд

Его подает константинопольский Типикон Евергетицького монастыря по рукописи с XII века. Этот обряд подобен синайского с той разницей, что перед воздвижения поется только тропарь «Спаси, Господи». Патриарх возводит святой крест не четыре, а пять раз, то есть на все стороны света и пятый раз снова на восток. При каждом воздвижения сто раз поют «Господи помилуй».

4. Обряд воздвижения на Руси

В памятниках нашей Церкви этот обряд уже упоминается в XIII в. В древние времена воздвижения святого креста происходило только в епископских кафедрах и больших соборах, где был епископ и многие священники. Патриарший Собор 1276 позволил осуществлять воздвижения во всех церквах. Митрополит Киприан (1381-1382 и 1390-1406) в своем «Поучении русскому духовенству» пишет: «А относительно воздвижения Честного креста, то в каждой церкви, по всей земле, где живут христиане, крест воздвигають, хотя бы был один священник, на славу честного и животворящего креста «.

Описание обряда воздвижения наши достопримечательности подают с XV и XVI вв. Вынос святого креста во времени великого славословия на утрене и прошения тройной ектении во времени воздвижения, — происходят, как и сегодня. Было пять воздвижень со всех сторон тетраподу, а последнее воздвижения еще раз на восток. При каждом воздвижения народ пел сто раз «Господи помилуй». Обряд заканчивался поклонением и целованием святого креста при пении кондака «Вознесийся на крест» и трехкратным «Крест Твоему».

Типик о. И. Дольницкий подает обряд воздвижения согласно традиции нашей Церкви с той только разницей, что в Галиции при каждом подъеме святого креста пели не сто, а 24 раза «Господи помилуй».

Богослужение праздника Воздвижения Честного Креста — это величественный гимн в честь святого креста. Здесь святой крест непрестанно превозносится и славится как знамя победы, силы и спасение. «Радуйся, життеносний Кресте, — говорит стихира на стиховне вечерни праздника, — благочестие непобидна победы, врата райская, верных крепосте, Церкви захоронять!

Ты уничтожил и изуродовал бренности, смирил силу смерти и поднял нас из земли к небу. Ты оружие неодолимая, бесов покоритель, слава мучеников, настоящее украшение святых, пристанище спасения, даруй мирови велию милость «.

Праздник Воздвижения посредством святого креста вспоминает о нашей обязанности святой крест почитать, любить и признавать. «Не стидаймося Христова креста, — говорит святой Кирилл Иерусалимский в своей 4 катехизису, — хоть кто его покрывал, но ты явно клади его на своем лбу, чтобы демоны, видя царский знак, дрожали и далеко бежали. Делай это знак, когда ты ешь и пьешь, когда сидишь, лежишь, встаешь или ходишь, словом, при каждой возможности «. А святой Иоанн Златоуст в проповеди о кладбище и крест говорит: «Крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос проколол змея. Крест — воля Отца, слава Единородного, радость Духа, украшение ангелов, укрепления Церкви, похвала Павла , твердыня святых, свет всей вселенной «.


Ваш комментарий


 доступных символов