Публикации

Драка под Радой показала, как легко раскачать ситуацию в стране точечными ударами.
Война на Донбассе может в любой момент ухудшить динамику и дать очередной негативный...
Эксперты рассказали, насколько негативные экономические тенденции сдерживают сегодня...
Большинство родителей готовы затянуть пояса, но дать своим детям немного больше, чем...
В российской элите разучились отличать безумие от здравого смысла и успех от позора.
Русский пармезан — это уже чуть ли не символ борьбы за товары "made in Russia".
Имел место типичный договорняк, говорит Дмитрий Белов.
Одним из результатов договоренностей между президентами Украины и России стала возможность новых заказов для верфей Украины. По словам вице-премьера Юрия Бойко, речь идет о строительстве судов-газовозов для разработки арктического шельфа, на предварительную сумму $ 4 млрд. в период до 2020 г. Ожидается, что заказ размещать на предприятиях "Смарт-холдинга". Это подтверждает и его гендиректор Алексей Пертин: "Это могут быть и газовозы, и траулеры. Россия остается для нас важнейшим рынком. Даже ширина доков на наших судостроительных заводов соответствует ширине шлюзов Волго-Донского канала и других постсоветских водных артерий". Среди "смартивских" заводов - Херсонский, Черноморский (ЧСЗ) и "им. 61 Коммунара". Газовый фактор Эксперты подчеркивают: данный проект будет способствовать тому, что отечественные корабли наконец восстановят полноценное производство готовых судов. В 1980-х годах на украинском мощностях выпускалось около 40% всей гражданской судостроительной продукции СССР, включая все советские корабли дедвейтом более 100 тыс. т. Украина специализировалась на крупнотоннажных транспортниках, лихтеровозах, многоцелевых ледоколах. В последние же годы в "макси"-сегменте, в лучшем случае, изготавливались корпуса судов для дальнейшей доработки за рубежом. Интерес россиян к газовозов действительности связан с перспективными шельфовые запасами углеводородов. Их суммарный потенциал составляет около 100 млрд. т условного топлива (80% - газ). Основные проекты - это "Сахалин-2" и "Сахалин-3" в Охотском море (Дальний Восток), Штокмановское месторождение в Баренцевом море, Приразломного и Долгинське месторождения в Печорском море, а также Камьянномиськи залежи в акватории Обской и Тазовской губ. Их освоение позволит "Газпрому" в 2030. ежегодно добывать на шельфе более 200 млрд. куб. м газа и 10 млн. т нефти. Газовозы предназначено для сжиженного природного газа (СПГ), и Россия хочет значительно укрепить свои позиции на этом рынке, в частности построить несколько профильных предприятий. Кроме того, морское газотранспортировки дешевле, чем сухопутная. Газовый танкер может загружаться газом непосредственно на морской добывающей платформе с помощью собственных компрессоров. А разгружаться непосредственно в газотранспортную систему потребителя. Сегодня крупнейшими производителями таких судов верфи Японии и Южной Кореи - Mitsui, Mitsubishi, Kawasaki, Daewoo, Hyundai, Samsung, в частности корейцы, занимают более 2/3 рынка. Современные модели серий Q-Flex и Q-Max способны за один рейс перевозить до 266 тыс. куб. м СПГ. Нетрудно догадаться, что "Газпром" очень заинтересован в создании у себя такого же флота. Да и в целом тема судостроительной сотрудничества с Кремлем не нова. В частности, в 2010 - 2011гг. российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) активно муссировала вопрос о создании СП с Киевом. Экс-президент ОСК, а ныне - советник председателя "Роснефти" и куратор ее шельфовых проектов Роман Троценко отмечает, что данный вопрос был решен с концерном "Укроборонпром". Однако потом все затихло. "Предполагалось создание СП на паритетной основе. Для России самое ЧСЗ, завод" им. 61 Коммунара ", а также производитель турбин для ВМФ -" Заря-Машпроект ". В отличие от авиации, в этой области проектные мощности остались у нас, а в Украине - конечная сборка и компоненты. Поэтому можно реализовать проекты, дополнять друг друга, строить суда II и III ранга и патрульные, а не только газовозы. Обычно первое судно серии строится 3,5-4 года ", - говорит специалист. В привязке к Украине В 2009 - 2010гг. "Газпром" уже хотел заказать свои первые четыре газотанкеры в федеральных Выборгского СЗ и в "Северной верфи" (Санкт-Петербург). Однако затем проект не развивался. Аналитики связывают это с тем, что и в РФ судостроения находится в состоянии кризиса. Корабелы страны тоже строят в основном корпуса, которые затем поставляют на Запад. Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров сообщает, что в Федерации отсутствуют полноценные мощности по выпуску морских гражданских транспортников. Вместе с тем именно этот класс наиболее востребован российскими заказчиками. По оценке экономиста, все сооружения страны, предназначенные для спуска судов, морально и физически устарели, ("молодой" из крупных судозаводов, Выборгский, был основан 1947г.) Наклонные стапеле предприятий обеспечивают спуск судов дедвейтом только до 70 тыс. т. Разрушение кооперационных н 'связей в рамках СССР привело к необходимости импорта большого числа комплектующих, которые сегодня составляют примерно 55-60% стоимости судна вместе с расходами на ввозные пошлины, сетует эксперт. По его информации, "верфи РФ зависят от таких украинских смежников, как" Экватор "(вентиляция, кондиционирование)," Заря-Машпроект "(силовые установки), Харьковский электромеханический и Львовский приборостроительный заводы (электрооборудование), Азовская кабельная компания (кабельно-проводниковая продукция), СЭЛМА (сварочное оборудование) и другие. Так, НПКГ "Зоря-Машпроект" и до сих пор - крупнейший в СНГ разработчик и производитель газотурбинных двигателей, ГТД, для военных, торговых и пассажирских судов. А также для газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Конкурентом здесь теоретически может быть НПО "Сатурн" (г. Рыбинск). Это единственное в России предприятие имеющий опыт и технологии создания морских ГТД и агрегатов (ГТА) на их основе. Предприятие (как главный разработчик и производитель) организовать импортозамещающих выпуск корабельных ГТА нового поколения мощностью 4-40 МВт. Однако в "Сатурн" недостаточно мощностей для серийного производства установок, способных удовлетворить совокупные потребности флота и ТЭК. При этом ближайшие несколько лет "Сатурн" будет загружен производством авиадвигателей. Первый наш морской ГТД марки М75 РУ еще очень далек от серии. Но продукция "Зори-Машпроект" хорошо известна на международном рынке ". Еще одна область, в которой россияне достаточно зависят от украинской, - судовое вентиляционное и климатическое оборудование, поставки которого практически монополизировал завод "Экватор". Все суда, построенные в СССР, укомплектованы климатической техникой именно этого предприятия. Оно и сегодня является поставщиком в РФ этой техники. По оценке Е. Винокурова, в своем сегменте на рынке стран Единого экономического пространства (ЕЭП) у завода нет серьезных конкурентов. Его продукция прочно держится в технологической цепочке почти всех крупных верфей, и кооперация с ним только расширяться. Подсесть на заказ Примеры еще можно приводить, констатируют рыночные операторы. Но Москва заинтересована не просто в кооперации, а в системном долгосрочном использовании мощностей в Украине, считает президент Ассоциации "Укрсуднопром" Виктор Лисицкий. Поэтому федеральные компании могут стать не только заказчиком, но и инвестором для того же ЧСЗ. Он имеет уникальную технологическую базу строительства кораблей дедвейтом до 120 тыс. тонн, которая отсутствует в России. Такая база будет особенно нужна, если Кремль включит в госпрограмму вооружений авианосцы. "Строительство такого площадки с нуля, которое изучает ОСК, стоить минимум 30-35 млрд. руб. И продлится несколько лет. Притом Бугский лиман, где расположен ЧСЗ, имеет уникальные глубинные характеристики, которые невозможно воспроизвести при строительстве СЗ на российской территории. К тому же он имеет удобное расположение относительно черноморского и средиземноморского бассейнов ", - подчеркивает специалист. Аналитики считают, что отечественные мощности вполне могут быть востребованы, учитывая программы Кремля по возрождению кораблестроения. Так, 2012 принято госпрограмму развития отрасли на период до 2030 г. в объеме более 1,3 трлн руб. (По современному курсу - около $ 40 млрд.), в том числе более 600 млрд. руб. на гражданские проекты. К 2030 г. планируется увеличить выпуск "мирных" судов почти в пять раз в денежном эквиваленте, а долю гражданского судостроения России на мировом рынке - с нынешних 2% до 10% в стоимостном эквиваленте и с 0,5% до 2% - в натуральном. И если к данной программе удастся привлечь украинские СЗ, то это может стать началом масштабного загрузки верфей страны.

Подпишитесь на нас