Учёные «потеряли» 17 тысяч кошельков, чтобы проверить честность людей по всему миру

0
101

Учёным пришлось потерять 17 тысяч кошельков, чтобы выяснить, что в большинстве стран мира порядочных людей всё-таки больше, чем нечестных.

Фото Global Look Press.

Исследователи считают, что различия в стремлении вернуть потерянную вещь могут рассказать об отношении к морали в разных странах.

Фото Christian Zünd.

Людям не нравится чувствовать себя ворами, и это побуждает их вернуть потерянную вещь владельцу.

Фото Christian Zünd.

Среднестатистический человек намного честнее, чем многие привыкли считать. Он с большей вероятностью вернёт найденный им кошелёк, в особенности если в нём находится немало наличных. К такому выводу пришла международная группа учёных, которая провела необычный социальный эксперимент. На него ушло три года, более полумиллиона долларов США и 17 тысяч намеренно потерянных бумажников.

Чтобы проверить честность людей по всему миру, помощники исследователей из Университетов Цюриха, Мичигана и Юты совершили кругосветное путешествие. Они побывали в 355 крупных городах, находящихся в 40 странах земного шара. В каждом мегаполисе "научные агенты" посещали банки, театры, гостиницы, полицейские участки и другие общественные места, где находили якобы потерянные кошельки и отдавали их сотрудникам учреждений. Согласно легенде, ценную вещь находили на улице.

Все бумажники были прозрачными (как на фото) и содержали список покупок, написанных на основном языке страны, а также визитные карточки с именами и адресами электронной почты. Благодаря этим данным невольные испытуемые могли связаться с вымышленным владельцем кошелька.

Исследователи считают, что различия в стремлении вернуть потерянную вещь могут рассказать об отношении к морали в разных странах.
Фото Christian Zünd.

В части таких бумажников денег не было вовсе или же находилась скромная денежная сумма, равная $13,45 в валюте страны (845 рублей по курсу на 25.06.2019).

Оказалось, что примерно 40 процентов людей потрудились связаться с выдуманным владельцем "безденежного" кошелька. Тот же поступок совершил 51 процент людей, когда в нём были небольшие средства.

В другом эксперименте специалисты повысили ставки: к безденежным кошелькам и бумажникам с небольшой суммой прибавился портмоне с 94,15 долларами США (5916 рублей по курсу на 25.06.2019).

Учёные с удивлением обнаружили, что именно последние кошельки возвращались чаще всего: 72 процента невольных испытуемых пытались вернуть находку хозяину.

Наличие ключа ещё больше увеличивало вероятность возвращения найденной вещи владельцу. Скорее всего, люди действовали бескорыстно, поскольку каждый понимает ценность этого предмета и как его порой трудно заменить.

"Почему люди с большей вероятностью возвращали кошелёк с большим количеством наличных, а не меньшим? Кажется, причина кроется в альтруизме и том, что люди беспокоятся о владельце кошелька. Между тем наши результаты показывают, что [людьми двигает] сочетание альтруизма и того, что мы называем отвращением к воровству. Никому не нравится ощущать себя вором", – комментирует результаты эксперимента автор работы и экономист Кристиан Лукас Цюнд (Christian Lukas Zünd) из Цюрихского университета.

И действительно, согласно опросам, проведённым учёными, большинство людей признали, что факт невозврата найденной вещи можно сравнить с кражей, и чем большую ценность нёс бумажник, тем хуже себя ощущали испытуемые.

Людям не нравится чувствовать себя ворами, и это побуждает их вернуть потерянную вещь владельцу.
Фото Christian Zünd.

Что же касается "безденежных" кошельков и кошельков с небольшими суммами, то небольшой процент возвратов в этом случае можно списать на банальную лень, считает один из авторов работы Мишель Марешаль (Michel Maréchal) из Цюрихского университета. Не все захотят искать хозяина вещи, в которой уже нет денежных средств, а следовательно, и особой ценности.

Что интересно, доля возвращённых кошельков варьировалась между странами. Например, люди, живущие в местах с более холодным климатом и более долгими зимами, чаще возвращали кошельки. Так же поступали те, кто жил в регионах с более высоким уровнем начального образования.

Так, большинство людей из Швейцарии, Норвегии и Нидерландов сообщали о потерянном кошельке, независимо от того, хранились ли в нём деньги или нет.

Напротив, лишь малая часть испытуемых из Китая, Малайзии и Перу возвращали кошельки с деньгами и без. Вместе с тем показатели возврата всегда увеличивались, когда в бумажниках денежные средства всё-таки были.

Только Мексика и Перу (напомним, из 40 стран, где проводился эксперимент) оказались странами, в которых люди с меньшей вероятностью возвращали кошелёк с деньгами, чем без них.

Что касается причин обнаруженных различий, то, как предполагают учёные, стремление вернуть потерянный кошелёк может многое рассказать о местной культуре и обычаях, понятиях о морали и гражданской ответственности перед другими.

В завершении эксперимента авторы работы решили сравнить мнения американцев о честности людей с реальным результатом. Свои догадки по этому поводу высказали 229 простых жителей США и 279 экономистов.

Оказалось, что обе группы ошибочно полагали, что большее количество людей не отдадут находку. При этом экономисты были в своих прогнозах немного точнее.

"У людей пессимистический взгляд на человеческое поведение, но мы получили позитивные результаты", – добавляет Марешаль.

Тем не менее он не советует держать большое количество денежных средств в кошельке, чтобы увеличить шансы получить его обратно в случае потери.

"Всё же лучше иметь меньше денег в кошельке, если им не суждено вернуться", – заключает профессор экономики.

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Science.

К слову, ранее авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, что коррумпированное общество делает нечестным каждого отдельного человека. Писали мы и про психологию честности: например, люди чаще лгут и ведут себя неэтично в некомфортное по хронотипу время суток. Также, как оказалось, люди меньше врут, находясь под наблюдением.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here